Так, при проведении финансовой операции, которая формально соответствует критериям выявления и признакам подозрительных финансовых операций, определенными Инструкцией № 34 и правилами внутреннего контроля, банком в обязательном порядке составляется сообщение, содержащее сведения о финансовой операции. После рассмотрения необходимых документов по такой финансовой операции ответственным должностным лицом принимается окончательное решение о направлении либо ненаправлении по ней специального формуляра.
Для отнесения финансовой операции, вызывающей подозрения, к финансовой операции, подлежащей особому контролю, банк должен руководствоваться:
· критериями выявления и признаками подозрительных финансовых операций, определенными Инструкцией № 34 и правилами внутреннего контроля банка;
· сведениями о проводимой финансовой операции, необходимыми для понимания сути и деталей совершения финансовой операции;
· сведениями о совершенных за предыдущий период финансовых операциях с целью подтверждения оснований отнесения либо неотнесения проводимой финансовой операции к подлежащей особому контролю;
· сведениями, полученными в ходе идентификации клиента, для понимания сущности и характера его деятельности. Для этого работникам банка, осуществляющим обслуживание клиентов, должен быть обеспечен оперативный доступ к сведениям, указываемым в анкетах клиентов и хранящимся в электронной базе данных банка.
В процедуре принятия решения важно отметить наличие именно обоснованных подозрений для отнесения/неотнесения финансовой операции к подозрительной, а также комплекта документов, анализируя которые можно сделать единственно правильный вывод о необходимости направления/ненаправления специального формуляра.
В случае, когда ответственное должностное лицо банка принимает решение о признании отраженной в сообщении финансовой операции неподозрительной, запись его решения с обоснованием в обязательном порядке фиксируется в сообщении. При выявлении подозрительной финансовой операции банк определяет свои дальнейшие действия в отношении клиента, которые могут предусматривать, в том числе, прекращение договорных отношений в соответствии с законодательством Республики Беларусь и заключенным с клиентом договором.
Необходимость регистрации банками в специальных формулярах пороговых финансовых операций отменена п. 1.1 Указа № 601. К таким относятся финансовые операции, сумма которых равна или превышает 2 000 базовых величин2 для физических лиц либо равна или превышает 20 000 базовых величин для организаций и индивидуальных предпринимателей, следующих видов:
с наличными денежными средствами;
по банковским счетам и вкладам (депозитам) клиентов;
по международным расчетам и денежным переводам (почтовым, телеграфным, электронным);
с движимым и недвижимым имуществом;
с ценными бумагами;
по займам и кредитам, связанным с международными переводами;
по переводу долга и уступке требования.
Таким образом, с 17 ноября 2008 г. выведены из-под контроля банков пороговые финансовые операции (вклады граждан, расчеты между предприятиями, кредитование реального сектора экономики, операции с кредитными карточками физических лиц, межбанковские операции и др.), обоснованность и законность которых не подвергается сомнению. Данное положение соответствует ст. 9 Закона, которой определен перечень финансовых операций, не подлежащих особому контролю, и установлено, что этот перечень может быть расширен по решению Президента Республики Беларусь.
До вступления в силу Указа № 601 практически каждая финансовая операция банка или его клиента при достижении установленных пороговых величин попадала под особый контроль и сопровождалась представлением сведений о ней в ДФМ. Зачастую это была дублирующаяся и избыточная информация, практически неэффективная для анализа и мониторинга, однако требующая значительных трудозатрат со стороны банков.
Так, по сведениям ДФМ, за январь - сентябрь 2008 г. банки Республики Беларусь представили более 220 тыс. специальных формуляров регистрации финансовых операций, подлежащих особому контролю. Из них 75 % составляют специальные формуляры по финансовым операциям, достигающим установленных пороговых величин.
Статьи по теме:
Стратегии управления маркетинговой деятельностью
Сбор информации, анализ и прогноз каждого из элементов системы маркетинга в банке, выявление его конкурентных преимуществ должны найти своё отражение в стратегии управления маркетинговой деятельностью. Стратегия показывает, как достигнуть ...
Электронные платежи в банковской системе России
К началу 1990-х годов банковская система нашей страны имела значительный опыт автоматизации банковских, в том числе расчетных, операций посредством разветвленной сети вычислительных центров. По аналогии с зарубежными АРП проводилось програ ...
Анализ ликвидности банка
Термин «ликвидность» в буквальном смысле слова означает легкость реализации, продажи, превращение материальных ценностей в денежные средства. Различают следующие понятия ликвидности: - рынка – достаточное количество денежных средств у учас ...