Этапы развития низового звена кредитной системы

Банки » Низовое звено кредитной системы » Этапы развития низового звена кредитной системы

Страница 4

· не изменились принципиально кредитные отношения: продолжалось кредитование в полуавтоматическом режиме, сохранился административный метод распределения кредитных ресурсов, не была ликвидирована монопольная структура банковской системы, произошло лишь разделение сфер влияния спецбанков по ведомственному принципу, что делало невозможной конкуренцию между ними.

· резко возросли издержки обращения банков в связи с увеличением банковского аппарата, ростом его заработной платы и организованных расходов.

· Госбанк занимался только распределением ресурсов на верхнем уровне, не имея возможности воздействовать на выполнение кредитных планов.

· каждый банк реализовал самостоятельные кредитные планы, используя административные методы управления, распределяли свои ресурсы на вертикали между своими учреждениями, не обращая внимания на выгодность помещения средств, и осуществляли простое финансовое обслуживание и субсидирование предприятий;

· монопольное положение спецбанков и централизованное закрепление ресурсов не позволяло вести торговлю деньгами или создавать денежные рынки. Кроме того, банки стали вводить искусственные поборы с предприятий и населения за обычные банковские услуги. В результате этого кредитные и денежные ресурсы продолжали выполнять пассивную роль и не могли рационально воздействовать на ход экономического развития.

· целесообразность и выгодность предоставления средств в ссуду не стали критериями в деятельности банков.

В целом реорганизация только усугубила недостатки в работе банков. Далеко идущие замыслы остались невыполненными. В итоге получился "аппаратный" вариант перестройки банковской системы. Реорганизация, проведенная, казалось бы, с целью ликвидации монопольного положения Госбанка и Стройбанка в сфере кредитных отношений, привела на смену одним монополистам других. Очень скоро стало ясно, что настоящая реорганизация банковской системы еще впереди. Объективно был необходим второй этап банковской реформы, направленный на комплексную реконструкцию системы экономических отношений в области кредита. Начало его связывается с созданием в 1988 г. первых коммерческих банков, призванных стать фундаментом для формирования рыночных отношений и структур в банковской сфере. Создание такого рынка стало означать замену административно-командных отношений на гибкие экономические методы перемещения финансовых ресурсов в сфере наиболее эффективного применения.[24]

Мысль о необходимости перехода к рыночной экономике в общественном мнении стала утверждаться на рубеже 80-х и 90-х годов. Первые негосударственные коммерческие и кооперативные банки стали создаваться на фоне ожесточенной идеологической дискуссии вокруг данной проблемы. Тем самым и возникло качественно новое направление формирования банковской системы. Идеологически и экономически была подготовлена почва для возрождения коммерческих банков, судьба которых, казалось бы, бесповоротно определилась в момент их полной ликвидации при переходе к командным методам управления экономикой.

Коммерческий статус дает банку значительную самостоятельность в определении целей, условий и сроков кредитования, уровня процентных ставок, развитии разнообразных форм банковской деятельности, в использовании полученной прибыли, определении штатов и уровня оплаты труда своих работников, укреплении материально-технической базы и решении других вопросов.

Численность вновь созданных коммерческих и кооперативных банков быстро возрастала. На 1 января 1989 г. в СССР насчитывалось всего 43 коммерческих и кооперативных банка, а через 2 года их число возросло до 1357, в том числе в России – до 1215. В дальнейшем количество коммерческих банков продолжало быстро возрастать, в том числе за счет образовавшихся на базе не оправдавших себя государственных специализированных банков.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Статьи по теме:

Участники лизинга и их функции
К участникам лизинговой операции можно отнести[10]: · лизингодатель; · лизингополучатель; · поставщик; страховщик; · инвестор; поручитель; · посредник. Из всех них основными (прямыми) участниками слывут лизингодатель, лизингополучатель и п ...

Рекомендации по достижению оптимального уровня ликвидности
В качестве итогов всего вышеизложенного в данной курсовой работе я хочу представить рекомендации, способствующие достижению оптимального уровня ликвидности банка, который оказался на пределе своей ликвидности, а это возможно из-за ошибок в ...

SWIFT: понятие, виды операций, преимущества и недостатки
SWIFT (Society for World-Wide Interbank Financial Telecommunications) - сообщество всемирных межбанковских финансовых телекоммуникаций - является ведущей международной организацией в сфере финансовых телекоммуникаций. Основными направления ...

Актуальное

Межбанковские расчеты


Общеизвестно, что уровень развития общества определяется не только совершенством политической системы...

Медицинское страхование


Страхование признано обществом как наиболее оптимальный механизм защиты от неблагоприятных последствий...

Разделы

Copyright © 2013-2019 - www.terring.ru