Перспективы развития кредита в РФ

Банки » Необходимость, сущность и функции кредита » Перспективы развития кредита в РФ

Страница 3

2. Политика бюджетного дефицита

Наличие крупного бюджетного дефицита означает, что государство вынуждено прибегать к внешним и внутренним заимствованиям, увеличивая тем самым объем государственного долга. Наблюдаются ускоренные темпы кредитования государственного сектора экономики и, наоборот, недокредитование частного сектора. В результате повышаются процентные ставки и, следовательно, повышается риск возникновения кризиса "проблемных долгов", так как предприятиям приходится брать кредиты у банков на невыгодных для них условиях.

В настоящее время Правительство России проводит политику бюджетного профицита.

Во многом это обусловливается рекордно высокими ценами на основные статьи российского экспорта (нефть, газ, металлы). Тесная связь между бюджетным благополучием и выгодной внешнеэкономической конъюнктурой вызывает сильное опасение. Не исключено, что в случае падения цен на продукцию сырьевого профиля Россия столкнется с ситуацией, аналогичной 1996-1998 гг., когда растущий дефицит бюджета приходилось финансировать за счет постоянного привлечения займов на внешних и внутренних рынках капитала. Сегодня же объемы кредитования реального сектора значительно выше, а это значит, что бюджетный дефицит, если он возникнет, может стать катализатором кризиса "проблемных долгов".

3. Фактор валютного курса

Фиксация и в ряде случаев завышение валютного курса нарушают механизмы нормального ценообразования. В этой ситуации возрастают валютные риски банков и их клиентов. При резких изменениях валютного курса часть заемщиков оказываются не в состоянии выполнить свои кредитные обязательства.

4. Снижение темпов роста ВВП

Наибольшую опасность представляет ситуация, когда происходит значительное снижение темпов роста ВВП или темпы роста экономики становятся отрицательными. У предприятий реального сектора возникают проблемы как с развитием своего бизнеса, так и с реализацией произведенной продукции, поскольку в условиях экономической депрессии резко сокращаются объемы потребительского спроса. В результате сокращаются доходы компаний и возникает проблема платежей по своим долговым обязательствам.

Помимо вышеперечисленных причин к увеличению проблемных активов ведут такие факторы, как недостатки в надзоре и регулировании банковской системы, нерыночные механизмы выдачи кредитов, низкое качество банковского менеджмента, несоблюдение оптимального соотношения "риск - прибыль" и т.д.

Таким образом, стабильное с точки зрения статистики положение российской банковской системы может стать неустойчивым в случае воздействия одного (нескольких) из вышеуказанных факторов.

Все вышеперечисленное обусловливает необходимость тщательного контроля за качеством выдаваемых кредитов, создания эффективной системы мониторинга заемщиков, применения новых механизмов урегулирования проблемной ссудной задолженности в совокупности с методами, уже нашедшими широкое распространение в российской и зарубежной банковской практике.

История банковского дела показывает, что банковские кризисы возникли практически одновременно с моментом появления самих кредитных организаций. С течением времени и банки, и государство разработали целый комплекс мер, направленных на предотвращение негативных последствий кризисных явлений, в том числе путем урегулирования проблемной задолженности. Среди основных мер, применяемых кредитными организациями, можно выделить несколько направлений, классифицированных по степени вмешательства в бизнес заемщика (Приложение 3).

В этой связи интересны результаты опроса, проведенного Русской долговой корпорацией. Согласно исследованию 46% опрошенных считают, что наиболее результативным путем возврата долга является его продажа, 25% - судебное взыскание, 19% - реструктуризация долга и 11% - доверительное управление [8].

Активную роль в процессе предотвращения и преодоления отрицательных последствий банковских кризисов играет государство. Как правило, его вмешательство осуществляется на более поздней стадии развертывания кризиса, когда становится очевидным, что банки не могут самостоятельно преодолеть негативные тенденции. Зарубежный опыт взаимодействия государственных структур и кредитных организаций в области решения проблемы "плохих кредитов" позволяет сделать вывод, что наиболее распространенной мерой является выкуп государством проблемных активов у кредитных организаций.

Зачастую эта мера остается единственно действенной, поскольку величина недействующих активов превышает ту критическую величину, с которой банки могут справиться самостоятельно.

Механизмы выкупа проблемных активов исключительно разнообразны и определяются причинами банковского кризиса, степенью вовлеченности в него кредитных организаций, сопутствующей макроэкономической ситуацией и другими факторами.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме:

Страхование в лизинговой деятельности
Говоря о страховании в лизинговой деятельности, хотелось бы отметить следующее. Страхование производится на добровольной основе и обязательно для участников лизинга лишь в случаях, если такое условие прямо предусмотрено в соответствующем д ...

Расчеты с использованием банковских карт
Банковская карта - это средство для составления расчетных и иных документов, подлежащих оплате за счет клиента. С ее помощью можно оплатить покупку в торговой сети и снять наличные деньги со счета. Основные правила выпуска и применения бан ...

Количественные цели денежно-кредитной политики в 2004 году
Банк России, исходя из предварительных расчетов состояния платежного баланса страны и проекта бюджета на 2004 год, считает возможным принять в качестве цели денежно-кредитной политики на 2004 год ограничение прироста потребительских цен в ...

Актуальное

Межбанковские расчеты


Общеизвестно, что уровень развития общества определяется не только совершенством политической системы...

Медицинское страхование


Страхование признано обществом как наиболее оптимальный механизм защиты от неблагоприятных последствий...

Разделы

Copyright © 2013-2018 - www.terring.ru