Наконец, допустим, что региональный фонд все-таки встал на ноги и располагает всем, о чем говорилось выше – 4 тыс. участников, 112 млн. руб. пенсионных резервов, 9,4 млн. руб. имущества для обеспечения уставной деятельности, – или, если одним словом, фонд самодостаточен. Самодостаточность – это, конечно, замечательно, но это не цель НПФ, его цель – выплата негосударственных пенсий участникам фонда. А вот что будут иметь участники фонда? 112 млн. руб. пенсионных резервов в расчете на 4 тыс. участников – это в среднем 28 тыс. руб. на счету участника в момент начала получения им негосударственной пенсии (в настоящее время на счету среднестатистического участника российских НПФ всего 4,6 тыс. руб., т.е. в 6 раз меньше). Если допустить, что доходность инвестирования пенсионных резервов составляет 5% и срок пенсионных выплат участнику растянут на пять лет (единовременная выплата всей суммы категорически запрещена Правительством РФ (п.6 Постановления Правительства РФ «Об утверждении Требований к пенсионным схемам негосударственных пенсионных фондов, применяемым для негосударственного пенсионного обеспечения населения» от 13.12.99 №1385)), то сумма ежемесячной негосударственной пенсии составит 526 руб. При той же доходности в 5%, но сроке выплат 10 лет ежемесячный размер пенсии из фонда будет существенно меньше, всего 295 руб. Ну, а при сроке выплат 15 лет, что, кстати, сопоставимо с ожидаемой продолжительностью для 60-летнего сыктывкарца и 65-летней сыктывкарки – только лишь 219 руб. Как можно видеть, более или менее сносный размер пенсии возможен лишь при небольшом сроке выплат, а если же участник попытается растянуть удовольствие подольше, то размер негосударственной пенсии способен разве что вызвать раздражение, и не более того. Смею полагать, что если потенциальным участникам НПФ заранее рассказать, какие негосударственные пенсии их ожидают, то вряд ли это вызовет у них острый приступ желания стать реальными участниками НПФ.
Однако самое большое препятствие на пути НПО – это вовсе не количественный фактор (пенсионные взносы, пенсионный резерв, имущество для обеспечения уставной деятельности и т.п.), а то, что каждый третий работающий в г. Сыктывкаре есть работник бюджетной сферы, перед которым двери НПО по определению наглухо закрыты: не может же государство быть вкладчиком негосударственного фонда. Если к этому добавить еще и полуторный перекос в размере заработной платы в бюджетной сфере и коммерческом секторе, способном впоследствии стать полуторным перекосом в размере государственной пенсии по старости, то станет понятно, что треть работающего населения города в ходе строительства НПО может оказаться здорово обижена. Явная поддержка развития негосударственного пенсионного обеспечения со стороны республиканской власти в данной ситуации означала бы косвенную дискриминацию работников бюджетной сферы.
Заключительный вопрос: если перспективы развития НПО в республике и ее столице так пессимистичны, то что же должны предпринимать республиканские власти, чтобы НПО из пустой трехбуквенной аббревиатуры превратилось в социальный институт, с которым могли бы связать свои надежды жители республики?
В принципе, они ничего не должны предпринимать, что, собственно говоря, и делают. Причин две. Первая – макроэкономическая нестабильность российской экономики, которая приводит к реальному «проеданию» долгосрочных инвестиций, являющихся предметом специализации негосударственных пенсионных фондов. Вторая – известная социальная дискриминация работников бюджетной сферы, которые имеют существенно более низкую заработную плату в сравнении с коммерческим сектором, и к тому же по понятным причинам не могут стать участниками НПФ. Названные барьеры теоретически, конечно, преодолимы, но – только лишь усилиями федеральных властей. Это их прерогатива и обязанность. А до тех пор, пока обе причины не будут устранены, т.е. не будет кардинальных перемен в экономике и бюджетной сфере, власть республики поступает очень взвешенно и мудро, не пытаясь форсировать события в сфере негосударственного пенсионного обеспечения. Как говорится, всему свое время.
Статьи по теме:
Выявленные проблемы при анализе процесса кредитования
В силу специфики банковского бизнеса, кредитные операции являются основополагающими для кредитно-финансовых институтов. Кредитная деятельность направлена в первую очередь на повышение доходности банка, а также на обеспечение ликвидности. Р ...
Виды налогов и сборов
Налог – это обязательный, принудительный и безвозмездный платеж взымаемый с организаций и граждан в форме отчуждения принадлежащих им на правах собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в бюджет и в ...
Механизм и инструменты Национального Банка по
регулированию банковской деятельности
Банковский надзор является одной из форм регулирования банковской деятельности, и его совершенствование играет важную роль в развитии банковской системы. Функции банковского надзора отличаются от других функций в системе общегосударственно ...