Стратегические ориентиры пенсионного обеспечения в Сыктывкаре

Банки » Негосударственные пенсионные фонды в пенсионной системе Российской Федерации и Республики Коми » Стратегические ориентиры пенсионного обеспечения в Сыктывкаре

Страница 1

В свое время, а если точнее, то в 1997 г. была принята республиканская концепция НПО, в приложениях 1-2 которой подробно расписывалось, кто, когда и в какой форме принимает участие в создании системы НПО. Затем в начале 1998 г. был разработан проект Закона РК «О негосударственных пенсионных фондах в Республике Коми», который обещал немалые льготы юридическим и физическим лицам, рискнувшим ввязаться в авантюру с НПО. Однако дальнейшие события бурного 1998 г. притормозили процесс строительства НПО в республике. Наконец, свою роль сыграли и положительные тенденции, наблюдавшиеся в экономике с конца 1998 г. (как следствие девальвации национальной валюты и удвоения денежной массы), а в принципиально важных для экономики республики нефтяной и лесной отраслях – с начала лета 1999 г. (имеется ввиду благоприятная ситуация на мировых рынках нефти и нефтепродуктов, продукции лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности). С одной стороны, эти благоприятные факторы открыли для республики шлюз легких экспортных денег, но, с другой, опьяняюще подействовали на законодательную и исполнительную власти республики и привели к тому, что те даже думать забыли о «длинных деньгах» НПО. В результате можно констатировать как свершившийся факт то, что республиканские власти полностью утратили интерес к негосударственному пенсионному обеспечению.

Но в таком случае, может быть, создание НПО в республике действительно бесперспективное занятие, за которое не стоит даже браться?

Мы не будем судить о всей республике, но некоторые любопытные данные по г. Сыктывкару, свидетельствующие о пользе НПО и его проблемах, приведем:

Сначала о демографической ситуации в городе. Она благоприятствует развитию НПО. На рис. 1 указан интервал «активный трудовой возраст», а внутри последнего выделен интервал «резерв НПФ». Как нетрудно понять, нижняя граница «резерва» соответствует установленному Законом РФ №4520-1 пенсионному возрасту сыктывкарцев , тогда как верхняя граница отвечает приблизительно возрасту, когда работники окончательно расстаются с предприятиями в связи с выходом на заслуженный отдых (отчасти это установлено также на примере возрастной статистики участников НПФ «Мета»). Обозначенный «резерв» – это чистый временной выигрыш накопительных пенсионных схем в НПО по сравнению с государственным пенсионным обеспечением и, как видим, он не так уж и мал – порядка 9 лет для мужчин и 12 лет для женщин. Если сравнить возрастные распределения для 2000 г. и 2010 г., то обнаруживается, что к концу десятилетия величина «резерва» благодаря росту численности населения в соответствующих возрастах только увеличится. Данный временной резерв может быть весьма полезен для НПО.

А какова возможная страховая база НПО в г. Сыктывкаре, или, иначе говоря, есть ли у предприятий средства, которые они могли бы без большого для себя ущерба перечислять в какой-либо региональный НПФ? Так вот, возможные суммы пенсионных взносов работодателей в пользу своих работников по договорам НПО в целом по г. Сыктывкару, которые в соответствии с пп. «р» п. 2 Положения №552 «О составе затрат…» предприятия вправе отнести на себестоимость, могли бы составить за 9 месяцев 2000 г. 195 (!!!) млн. руб., а в пересчете на год и того больше – порядка 260 млн. руб. Впечатляет, не правда ли?

Следующий аргумент также в продолжение о страховой базе НПО. Вторая часть Налогового Кодекса позволяет работодателям перечислять за год пенсионные взносы в пользу своих работников по договорам НПО без обложения этих взносов налогом на доходы физических лиц в размере 162 млн. руб., что составило бы всего 3,3% годовой чистой прибыли организаций г. Сыктывкара. Конечно, если учесть фактор наличия в городе прибыльных и убыточных предприятий, то названная сумма несколько уменьшится. Зато с другой стороны, если вспомнить о ст. 18 Закона №118-ФЗ, определившего порядок вступления в силу второй части Налогового Кодекса, то сумма необлагаемых подоходным налогом взносов работодателей по договорам НПО в 2001 г. могла бы составить астрономическую сумму в 810 млн. руб.

Это были захватывающие возможности НПО в г. Сыктывкаре. Чтобы от них раньше времени не закружилась голова, предлагаю взглянуть на те обстоятельства, которые, если их не устранить, сделают не то что невозможным – скорее бессмысленным всякие игры в НПО. Итак, несколько слов о барьерах, ограничениях и препятствиях для негосударственных пенсионных фондов в Сыктывкаре.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Проектное кредитование как одна из новых форм кредита в АО "Банк ЦентрКредит"»
Подъем промышленности, оживление сельского хозяйства, развитие транспорта и связи и другие шаги по обеспечению экономического роста невозможен без значительных финансовых вложений, как со стороны государства, так и со стороны частного сект ...

Понятие «низового звена» кредитной системы РФ
Структура кредитной системы и организация кредитного дела должны способствовать наиболее полному удовлетворению потребностей в кредитно-денежном обслуживании всей экономики и ее звеньев. При этом кредитная система характеризуется совокупно ...

Основные операции, осуществляемые НБУ
Для обеспечения выполнения возложенных на него задач и функций Национальный банк, согласно ст.42 Закона "О Национальном банке Украины", осуществляет такие операции: 1. Предоставляет кредиты коммерческим банкам и другим финансово- ...

Актуальное

Межбанковские расчеты


Общеизвестно, что уровень развития общества определяется не только совершенством политической системы...

Медицинское страхование


Страхование признано обществом как наиболее оптимальный механизм защиты от неблагоприятных последствий...

Разделы

Copyright © 2013-2019 - www.terring.ru