Статус Банка России

Банки » Надзорные и регулирующие функции банка России » Статус Банка России

Страница 1

Статус, цели деятельности, функции и полномочия Банка России определяются Конституцией РФ, Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - Закон о Банке России) и другими федеральными законами.

Конституция РФ содержит некоторые положения, касающиеся банковской системы. Так, она устанавливает, что финансовое, валютное и кредитное регулирование, федеральные банки находятся в ведении Российской Федерации (ст.71). В связи с этим законодательное регулирование банковской деятельности может осуществляться только органами государственной власти Российской Федерации. Правовые акты органов власти субъектов Федерации по вопросам банковской деятельности не подлежат применению, как противоречащие Конституции.

Конституция РФ определяет также основные задачи Банка России и его правовой статус.

Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией РФ и Законом о Банке России, Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления (ст.1 Закона о Банке России).

В Конституции РФ заложен главный принцип деятельности любого центрального банка - принцип его независимости. Независимый центральный банк - это орган, способный оперативно и без учета сиюминутной политической конъюнктуры реагировать на сигналы финансового рынка, относящегося к числу важнейших сегментов экономики государства. Это один из основополагающих принципов построения верхнего уровня банковской системы рыночного типа.

Вместе с тем следует подчеркнуть, что независимость центрального банка не означает его полной бесконтрольности. Решению вопроса о необходимой степени независимости центральных банков, которая позволяла бы им эффективно выполнять свои функции, посвящено большое количество научных исследований ученых многих стран мира.

Говоря о независимости любого центрального банка, следует иметь в виду, что цели деятельности, задачи и функции этих банков реализуются в совершенно конкретной сфере - сфере защиты и обеспечения устойчивости национальной валюты, развития и укрепления банковской системы, обеспечения эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы. Субъекты государственного управления могут наделять центральные банки и другими полномочиями в каждой конкретной стране.

Независимость любого центрального банка предопределяется рядом объективных факторов, в числе которых хотелось бы выделить его финансовую, функциональную и кадровую автономии.

Финансовая автономия предполагает наличие у центрального банка собственного имущества и самостоятельного (внебюджетного) финансирования.

Под функциональной автономией понимается осуществление банком своих функций самостоятельно, без вмешательства государственных органов и иных организаций.

И наконец, кадровая автономия означает личную независимость руководящих лиц центрального банка и особый порядок их назначения.

Следует подчеркнуть, что для обеспечения независимости центрального банка необходимо одновременное наличие всех указанных факторов.

Независимость центральных банков во многих странах мира объясняется тем, что именно эти банки отвечают перед всем населением страны за стабильность национальной финансовой системы. Это довольно точно пояснил во время одной из дискуссий академик РАН В.В. Ивантер: "Если бы ЦБ управлял только деньгами Правительства, то он должен был бы зависеть от Правительства. Но он еще управляет деньгами бизнес-сообщества и, кроме того, деньгами населения. Эта ситуация и вызывает необходимость быть независимым от власти, потому что я не уверен, что мои интересы всегда совпадают с интересами министра финансов, а интересы бизнес-сообщества совпадают с моими интересами. В этом смысле есть основания быть ЦБ независимым от власти".

Как уже упоминалось, указанные критерии независимости центрального банка нашли отражение в Конституции РФ и в определенной мере - в Законе о Банке России.

Казалось бы, достаточные для определения особого конституционного статуса Банка России принципы, изложенные как в Конституции РФ, так и в Законе о Банке России, являются общепризнанными. В действительности же правовых проблем возникает достаточно много.

Главная из них касается статуса Банка России и состоит в ответе на вопрос о том, является ли Банк России органом государственной власти. Данная проблема возникла из неоднозначного толкования ст.75 Конституции РФ. Упомянутая статья гласит, что "защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти".

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Развитие форм и видов кредитной деятельности
Кредитную систему обычно рассматривают как совокупность кредитно-расчетных отношений, форм и методов кредитования и как совокупность кредитных организаций (финансово - кредитных институтов). Кредитные отношения связаны с движением ссудного ...

Проблемы кредитной политики коммерческого банка
В последние годы мы наблюдали очень быстрое развитие банковской системы Республики Казахстан, соответственно, с каждым годом увеличивалась значимость банков для развития отечественной экономики. Рост банковского сектора в основном был обес ...

Особенности современной ситуации в россии, влияющие на развитие лизинговых операций банков
В России существует законодательная база для осуществления Банками лизинговых операций. В соответствии со статьёй 5 Закона РФ "О банках и банковской деятельности" Банкам разрешено наряду с другими, проводить и лизинговые операции ...

Актуальное

Межбанковские расчеты


Общеизвестно, что уровень развития общества определяется не только совершенством политической системы...

Медицинское страхование


Страхование признано обществом как наиболее оптимальный механизм защиты от неблагоприятных последствий...

Разделы

Copyright © 2013-2018 - www.terring.ru