Методы мобилизации финансовых средств предприятия для финансирования своей деятельности

Банки » Мобилизация предприятием финансовых ресурсов путем эмиссии ценных бумаг » Методы мобилизации финансовых средств предприятия для финансирования своей деятельности

Страница 1

Термин «финансовые ресурсы» в экономической литературе имеет различные толкования. Приведем наиболее полное: «Финансовые ресурсы предприятия — это все источники денежных средств, аккумулируемые предприятием для формирования необходимых ему активов в целях осуществления всех видов деятельности как за счет собственных доходов, накоплений и капитала, так и за счет различного вида поступлений».

Основными элементами финансовых ресурсов предприятия являются: уставный фонд, амортизационный фонд, специальные фонды целевого назначения неиспользованная прибыль, кредиторская задолженность всех видов, ресурсы, полученные из централизованных и децентрализованных фондов и другие.

Структура финансовых ресурсов определяется источниками их поступления. Как известно, для финансирования своей деятельности предприятие может использовать три основных источника средств[1]:

- Собственную нераспределенную прибыль;

- Увеличение уставного капитала путем дополнительной эмиссии акций;

- Привлечение средств внешних инвесторов способами отличными от допэмиссии (выпуск долговых ценных бумаг, получение банковских ссуд и т.п.).

Чаще всего первый источник является приоритетным — в этом случае вся заработанная прибыль, а также прибыль потенциальная принадлежит существующим владельцам предприятия. В случае привлечения второго и третьего источников частью прибыли приходится жертвовать.

В то же время, жертвуя часть прибыли, собственники (акционеры) компании, как это ни парадоксально звучит, имеют возможность увеличить свои доходы. В этом и заключается основное преимущество долгового финансирования. Эту ситуацию возможно проиллюстрировать с помощью модели Экономической Прибыли.

EV = IC*(ROIC-WACC),

где EV — экономическая прибыль,

IC — инвестированный капитал,

ROIC — рентабельность инвестированного капитала,

WACC — взвешенная стоимость капитала.

Таким образом, привлечение внешних источников финансирования вполне оправдано в случае, если взвешенная стоимость этого привлечения ниже рентабельности инвестированного капитала.

Практика крупных отечественных компаний показывает, что большинство из них неохотно прибегает к выпуску дополнительных акций как постоянной составной части финансовой политики. Они предпочитают рассчитывать на собственные возможности, т. е. на развитие предприятия главным образом за счет реинвестирования прибыли. Причин тому несколько.

Во-первых, дополнительная эмиссия акций — весьма дорогостоящий и протяженный во времени процесс (расходы могут составлять 5% номинала общей суммы выпущенных ценных бумаг). К примеру, расходы банка ВТБ при проведении IPO в 2007 году составили порядка 4 млрд руб. при привлеченных 7,98 млрд долл. (около 1,6%); dв том же году Сбербанк выделил на организацию SPO на порядок меньше – около 270 млн. рублей, при этом привлек порядка 8,8 млрд.долл.[2]

Во-вторых, к отрицательным моментам можно отнести необходимость отказаться от существующего «расклада сил» в управлении компании и более или менее значительную уступку контроля над ее деятельностью.

Так же, эмиссия может сопровождаться спадом рыночной цены акций эмитента. Исследование, проведенное американскими специалистами, показало, что для 80% компаний из сделанной в процессе обследования выборки дополнительная эмиссия акций сопровождалась падением их рыночной цены, причем совокупные потери были достаточно велики — до 30% общей цены акций, объявленных к выпуску.

К примеру, в конце января 2010 года крупнейший в мире производитель глинозема и алюминия "Русал" провел долгожданное IPO на Гонконгской бирже, а также вторичный листинг глобальных депозитарных акций (GDS) на бирже Euronext в Париже. В результате размещения "Русал" привлек 2,24 млрд долл. К марту акции на Гонконгской фондовой бирже подешевели более чем на 40% с момента размещения, снизив рыночную капитализацию компании.[3]

К способам привлечения средств внешних инвесторов, отличными от дополнительной эмиссии, можно отнести:

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Кредитная карта или потребительский кредит
Принцип действия кредитной карты предельно прост. При рассмотрении Банком заявления и в случае принятия положительного решения о выдаче кредитной карты кредитору определяется кредитный лимит, или размер кредитной линии. Размер кредитного л ...

Инвестирование на международном рынке
Если некий финансовый инструмент выглядит и торгуется как биржевой фонд (exchange-traded fund, ETF), это еще не означает его принадлежности к данной категории. Инвесторы часто путают фонды, торгуемые на бирже, с “закрытыми” инвестиционными ...

Территориальные подразделения ЦБ РФ
Эффективность выполнения возложенных на департаменты цент­рального аппарата Банка России функций во многом зависит от успешной работы территориальных подразделений этого банка, по­скольку на них ложится основная нагрузка по реализации его ...

Актуальное

Межбанковские расчеты


Общеизвестно, что уровень развития общества определяется не только совершенством политической системы...

Медицинское страхование


Страхование признано обществом как наиболее оптимальный механизм защиты от неблагоприятных последствий...

Разделы

Copyright © 2013-2019 - www.terring.ru