Реальная бюджетно-страховая система финансирования, сложившаяся к настоящему времени в нашей стране, существенно отличается от первоначального замысла, реализованного в законе о медицинском страховании. Средств, аккумулируемых в системе ОМС, недостаточно для оплаты всего объема первичной и вторичной медицинской помощи, установленного базовой программой ОМС. Это явилось результатом неполного введения ОМС и отсутствия закрепленных налоговых источников осуществления взносов на ОМС неработающего населения. В итоге первичная и вторичная медицинская помощь, включенная в программу ОМС, на практике финансируются из двух источников: средств ОМС и средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.
Страховщикам системы ОМС (их функции выполняют филиалы территориальных фондов ОМС и страховые медицинские организации) разрешили с 1997 г. заключать договора с медицинскими учреждениями здравоохранения на оказание медицинской помощи застрахованным и оплачивать эту медицинскую помощь в порядке, установленном для системы ОМС[21].
Следует рассмотреть для примера финансирование здравоохранения из средств территориальных фондов обязательного медицинского страхования г. Екатеринбурга, которое отражает картину, которая наблюдается во всех городах России (табл.4).
Таблица 4
Финансирование здравоохранения г. Екатеринбурга из средств Территориальных фондов обязательного медицинского страхования[22]
Показатели |
1996 год |
1997 год |
1998 год |
1999 год |
2000 год |
2001 год |
2002 год |
2003 год |
Финансирование из территориальных фондов ОМС, млн.руб. |
239,7 |
284,7 |
274,9 |
422,8 |
549,5 |
711,7 |
963,2 |
838,9 |
Доля в едином фонде финансовых средств, % |
33,7 |
40,2 |
40,3 |
44,8 |
41,1 |
43,5 |
44,6 |
35,4 |
Темп роста, % |
100 |
118,8 |
95,6 |
153,8 |
130 |
129,5 |
135,3 |
87,1 |
Данные табл.4 показывают, что в структуре расходов на городское здравоохранение доля средств территориальных фондов ОМС незначительно колебалась и в 2001-2002гг. увеличивалась, но в 2003 году наблюдается ее снижение по сравнению с 2002 годом на 9,2%, что вызвано снижением финансирования из данных фондов.
Статьи по теме:
Формирование механизма оценки ликвидности коммерческих банков
Формирование механизма оценки ликвидности коммерческих банков России, постсоветского периода началось сразу после возникновения двухуровневой структуры банковских учреждений. Разграничение функций между ЦБ РФ и банками, занимающимися креди ...
Перспективы развития системы банковского надзора
В настоящее время в Беларуси активно обсуждается возможность создания специального контролирующего органа, в чьи функции входил бы надзор как за деятельностью кредитно-финансовых организаций, так и за фондовым и страховым рынком. При этом ...
Организация межбанковских расчетов
В условиях существования множества коммерческих банков и их филиалов в экономике страны объективно необходимо установление взаимных связей между ними, которые реализуются через систему корреспондентских отношений. Корреспондентские отношен ...