Межбанковский клиринг

Банки » Межбанковские расчеты » Межбанковский клиринг

Страница 2

- Специальные клиринговые банки;

- Крупные коммерческие банки;

- Клиринговые отделы головных контор банков (для расчетов между филиалами банка).

Клиринговая палата – это специальная межбанковская организация, осуществляющая расчеты путем зачета взаимных требований. Деятельность ее регулируется соглашением между банками об обмене платежными инструментами по определенным правилам, в определенное время. Это значит, что клиринговая палата, как и некоторые другие клиринговые структуры, возникает тогда, когда два или более банков, или кредитных учреждений, располагающихся, как правило, в одном и том же городе или регионе, подсчитает выгодным такой обмен платежными инструментами.

Если интерес подобного рода проявлен, то образуется двух – или многосторонняя рабочая группа, которая проводит предварительное исследование вопроса с целью выяснения жизнеспособности будущей палаты.

Основное внимание при этом должно быть уделено определению потенциального количества платежных поручений, которые явятся объектом взаимозачета.

Один из важнейших вопросов организации клиринговой палаты связан с составом ее членов. Члены палаты могут быть отнесены к категории постоянных членов и ассоциированных. Первые имеют право голоса при решении всех вопросов жизнедеятельности палаты, вторые могут участвовать в процессе расчетов, но не обладают правом голоса.

Палаты, занимающиеся расчетами только по платежным поручениям, обычно относят всех участников к категории членов с правом голоса. Это объясняется тем, что изменение установленных норм и правил затронет всех участников, в связи с чем каждый из них должен иметь возможность представлять и защищать свои интересы.

Необходимость введения категории ассоциированных членов возникает в тех случаях, когда не все участники сделали вложения в материально – техническую базу палаты или когда материальные ценности, входящие в указанную базу, являются собственностью только отдельных участников. К примеру, для создания и функционирования телекоммуникационной сети могут потребоваться капиталовложения нескольких банков. Банки, осуществляющие такие вложения, станут членами с правом голоса, а другие пользователи сети получают статус ассоциированных членов. Это обеспечит защиту капитала, принадлежащего банкам – учредителям.

Клиринговые палаты можно подразделить на следующие категории по объемам и другим параметрам работы:

- местные;

- региональные;

- национальные.

В состав местных клиринговых палат входят организации, обслуживающие данный район:

- небольшие местные банки (включая отделения Сбербанка);

- ссудо – сберегательные ассоциации, кредитные союзы;

- небольшие независимые организации, обрабатывающие платежи от имени третьих лиц.

Наиболее распространенный вид расчетов – обработка платежных поручений, срок получения по которым может быть сведен до 1 дня и менее.

В отличие от местных клиринговых палат, где большая часть работы выполняется их членами на добровольной основе и плата за участие не предусматривается, в региональных клиринговых палатах сотрудники используются в течение полного рабочего дня и на платной основе. Расходы на функционирование палаты покрываются за счет ежегодных членских взносов и платы с участников.

Членами национальных клиринговых палат являются в основном крупнейшие и наиболее передовые в техническом отношении банки. Обычно такие палаты используются для осуществления большого объема расчетов на крупные суммы.

Применяются, как правило, электронные платежи. В число услуг может входить и обеспечение доступа к международным системам расчетов.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по теме:

Понятие лицензирования
В целях Федерального закона №128 применяются следующие основные понятия: лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим ...

Формы, порядок и условия рефинансирования
Рефинансирование банков осуществляется Банком России посредством предоставления внутридневных кредитов, кредитов "овернайт" и ломбардных кредитов, в том числе путем расширения перечня территориальных учреждений Банка России, пред ...

Маркетинговая стратегия
Маркетинговая стратегия страховой компании является воплощением и концентрацией всех его маркетинговых усилий. Маркетинговая стратегия страховщика воплощается и реализуется в следующем наборе инструментов: · политика в области разработки с ...

Актуальное

Межбанковские расчеты


Общеизвестно, что уровень развития общества определяется не только совершенством политической системы...

Медицинское страхование


Страхование признано обществом как наиболее оптимальный механизм защиты от неблагоприятных последствий...

Разделы

Copyright © 2013-2020 - www.terring.ru