Понятие ликвидности в современной экономической литературе

Банки » Ликвидность коммерческих банков » Понятие ликвидности в современной экономической литературе

Страница 1

Понятие «ликвидность коммерческого банка» означает возможность банка своевременно и полно обеспечивать выполнение своих долговых и финансовых обязательств перед всеми контрагентами, что определяется наличием достаточного собственного капитала банка, оптимальным размещением и величиной средств по статьям актива и пассива баланса с учетом соответствующих сроков.

В современной экономической литературе термины «ликвидность» и «платежеспособность» иногда смешиваются и подменяют друг друга. Действительно, эти понятия схожи по своему значению, однако необходимо провести различия между данными категориями.

Под ликвидностью коммерческого банка следует понимать способность банка обеспечить своевременное финансирование своих нужд с минимальными издержками. Ликвидность банка определяется сбалансированностью активов и пассивов, степенью соответствия сроков размещенных активов и привлеченных банком пассивов, а также предполагает возможность продавать ликвидные активы и приобретать денежные средства посредством различных финансовых инструментов в кратчайшие сроки и с наименьшими потерями.

Термин «платежеспособность» несколько шире, поскольку трактуется, как способность банка отвечать по своим обязательствам точно в срок и в полном объеме. Ликвидность выступает как необходимое и обязательное условие платежеспособности, кроме того, платежеспособность зависит от таких факторов как политическая и экономическая ситуация в стране или регионе, состояние денежного рынка и рынка ценных бумаг, надежность клиентов банка и банков-партнеров, уровень менеджмента и диверсификация банковских продуктов и услуг и тому подобных факторов.

В теории финансового анализа существует два подхода к характеристике ликвидности. Ликвидность можно понимать как запас или как поток. В настоящее время наиболее распространенным является первый подход – по принципу запаса (остатков). Для него характерно: определение ликвидности на основе данных об остатках активов и пассивов баланса банка на определенную дату (возможные изменения объема и структуры активов и пассивов в процессе банковской деятельности, т.е. внутри прошедшего периода, во внимание не принимаются); измерение ликвидности, предполагающее оценку только тех активов, которые можно превратить в ликвидные средства, и осуществляемое путем сравнения имеющегося запаса ликвидных активов с потребностью в ликвидных средствах на определенную дату (т.е. не принимаются во внимание ликвидные средства, которые можно получить на денежном рынке в виде притока доходов); оценка ликвидности только по данным баланса, относящимся к прошедшему периоду (хотя важно как раз состояние ликвидности в предстоящем периоде).

Таким образом, ликвидность коммерческого банка – это возможность использовать его активы в качестве наличных денежных средств или быстро превращать их в таковые. Банк считается ликвидным, если суммы его денежных средств, которые банк имеет возможность быстро мобилизовать из иных источников, позволяют своевременно выполнять обязательства по пассиву. Необходимо подчеркнуть, что в целях поддержания своей стабильности банк должен иметь определенный ликвидный резерв для выполнения непредвиденных обязательств, появление которых может быть вызвано изменением состояния денежного рынка, финансового положения клиента или банка партнера. Под платежеспособностью же понимают надежность, то есть способность в любой ситуации на рынке, а не в соответствии с наступающими сроками платежей выполнять взятые на себя обязательства.

В современной экономической литературе термин «ликвидность» имеет широкий спектр применения и характеризует совершенно разные объекты экономики. Помимо уже приведенных определений он используется в сочетаниях как с понятием, касающимися конкретных объектов экономической жизни (товар, ценная бумага), так и субъектов национальной экономики (банк, предприятие, рынок), а также для определения характерных черт деятельности экономических субъектов.

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Микросреда и продуктовая стратегия банков в области кредитования
Потребители (клиенты) составляют главную часть внешней среды банка, которая может быть подразделена на микро- и макросреду, где происходит согласование запросов потребителей (клиентов) и возможностей банка и осуществляется маркетинговая де ...

Правовые аспекты инвестиционной деятельности коммерческих банков
Со стороны представителей государственной власти и бизнес-сообщества очень часто можно слышать заявления о том, что одним из основных условий развития экономики России является расширение инвестиционной деятельности банковского сектора. Та ...

Доходы по ценным бумагам
Ценные бумаги, срок действия которых приходится более чем на один отчетный период, доход в виде процентов признается полученным на конец соответствующего отчетного периода (п. 6 ст. 271 НК РФ). Если в течение отчетного периода ценная бумаг ...

Актуальное

Межбанковские расчеты


Общеизвестно, что уровень развития общества определяется не только совершенством политической системы...

Медицинское страхование


Страхование признано обществом как наиболее оптимальный механизм защиты от неблагоприятных последствий...

Разделы

Copyright © 2013-2019 - www.terring.ru