Управление ликвидностью банков

Банки » Ликвидность банка: понятие и подходы к управлению » Управление ликвидностью банков

Страница 1

Процесс управления ликвидностью банка включает в себя совокупность действий и методов по управлению активами и пассивами.

Управление активами.

В процессе управления ликвидностью коммерческий банк должен так размещать средства в активы, чтобы они, с одной стороны, приносили соответствующий доход, а с другой стороны - не увеличивали бы риск банка потерять эти средства, т.е. всегда поддерживать объективно необходимое равновесие между стремлением к максимальному доходу и минимальному риску. По степени ликвидности активы банка подразделяют на четыре группы:

К первой группе относятся первоклассные ликвидные активы, кассовая наличность и приравненные к ней средства, т.е. те денежные средства, которые имеются в банке (средства на корреспондентских счетах, в фонде обязательных резервов ЦБР), а также средства, вложенные в активы, которые легко можно обратить в денежные средства в течение самого незначительного срока (государственные ценные бумаги, краткосрочные ссуды, гарантированные государством, и т.п.), или так называемые вторичные резервы. Поддержание объема этой группы активов на определенном уровне является неотъемлемым условием обеспечения ликвидности.

Ко второй группе относятся краткосрочные ссуды, выдаваемые предприятиям, организациям, межбанковские кредиты, факторинговые операции, коммерческие ценные бумаги акционерных обществ. Уровень ликвидности этих активов зависит как от сроков и целей, на которые предоставлены ссуды, так и от заемщиков. Эти активы имеют более продолжительный период превращения в денежную наличность.

В третью группу входят инвестиции в ценные бумаги других предприятий, организаций или паевое участие в их деятельности. Уровень ликвидности активов в этой группе ниже, чем в предыдущей.

Четвертую группу активов банка составляют основные фонды банка: здания, сооружения, вычислительная техника, оборудование, транспортные средства и т.д. Эти активы принято относить к низколиквидным, хотя в данном случае необходимо учитывать конкретную экономическую ситуацию в стране.

Управление пассивами

Как уже отмечалось, общий объем и структура активов в разрезе отдельных статей баланса определяются теми источниками средств, за счет которых они сформированы, т. е. пассивами коммерческого банка. Подавляющую часть пассивов банка, доходящую до 90 % и выше, составляют привлеченные средства сторонних предприятий, организаций и граждан. Оставшаяся часть приходится на собственные средства банка, состоящие из уставного капитала, фондов специального назначения, резервов и нераспределенной прибыли.

Управление ликвидностью банка включает в себя поиск источников заемных средств, выбор среди них самых надежных с наиболее длительными сроками привлечения, и установление необходимого оптимального соотношения между отдельными видами пассивов и активов, позволяющего банку впредь выполнять свои обязательства перед кредиторами. Кроме того, при формировании кредитных ресурсов следует учитывать все издержки банка, связанные с привлечением средств (включая косвенные, например заработную плату работников банка), с тем расчетом, чтобы они имели минимально допустимый уровень, позволяющий банку не снижать норму прибыли при размещении этих средств в активные операции. Таким образом, процессы управления активами и пассивами взаимосвязаны, взаимозависимы и осуществляются одновременно.

Основные виды привлеченных средств, которые должны объективно использоваться коммерческими банками в качестве кредитных ресурсов для цели последующего предоставления ссуд предприятиям:

- Срочные вклады и депозиты;

- Денежные средства на расчетных и текущих счетах предприятий, организаций, то есть средства на счетах до востребования, с которых они могут быть изъяты в любой момент;

В процессе управления ликвидностью определенную роль играет межбанковский кредит. Для регулирования уровня ликвидности этот вид пассивов может быть достаточно приемлемым для коммерческих банков, так как его отличает в определенных случаях надежность, значительная величена ресурсов, которую можно получить в предельно сжатые сроки.

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Понятия и необходимость маркетинга в страховании
Маркетинг как метод управления коммерческой деятельностью страховых компаний и метод исследования рынка страховых услуг стал применяться сравнительно недавно. Западные страховые компании стали широко применять его в начале 60-х годов, одна ...

Операции на межбанковском валютном рынке
На межбанковском валютном рынке осуществляются различные по содержанию операции, которые объединены соответствующими сегментами рынка. Основными сегментами межбанковского валютного рынка являются кассовый рынок (рынок сделок по текущему ку ...

Тенденции страхового рынка
Для развития страхового рынка в первой половине текущего года характерны следующие основные тенденции: Темпы роста страховой премии составили 6,0%, при этом страховой рынок без ОМС снизился на 7,6%. Динамика страхового рынка за период с 20 ...

Актуальное

Межбанковские расчеты


Общеизвестно, что уровень развития общества определяется не только совершенством политической системы...

Медицинское страхование


Страхование признано обществом как наиболее оптимальный механизм защиты от неблагоприятных последствий...

Разделы

Copyright © 2013-2018 - www.terring.ru