Возникновение «Райффайзенского» кредитного товарищества

Банки » Кредитные кооперативы Германии: их создание, деятельность и развитие » Возникновение «Райффайзенского» кредитного товарищества

Страница 2

В кругах, близких к союзу, основанному Райффайзеном, его личность была окружена известным ореолом и пиететом, а его имя произносилось с добавлением эпитета "Vater" - "отец Райффайзен".

Таким образом, в 50-х и 60-х годах XIX века были заложены правильные основания кооперативного кредита. Потребовались еще долгие годы упорной и большой работы, направленной на разработку и пропаганду кооперативных начал, на укрепление и развитие основанных на них учреждений. Более тридцати лет понадобилось, чтобы кооперативный кредит стал крупной реальной «экономической силой» и получил действительную возможность с честью нести свое высокое общественное предназначение.

Райффайзен был основателем первых сельскохозяйственных кредитных касс, которые одновременно вели в интересах своих членов торговую деятельность (кредитные кооперативы с товарными функциями).

Основанное Райффайзеном в 1854 г. «Геддерсдорфское благотворительное общество» исполняло функции как благотворительного, так и кредитного учреждения. Как благотворительное общество оно большого успеха не имело, но кредитные операции его получили быстрое развитие. Рост этих операций имел своим последствием значительное увеличение задолженности самого общества. Когда на общем собрании общества в 1863 г. обнаружилось, что долг общества дошел почти до 25 тыс. талеров, то собрание постановило ликвидировать общество, если его задолженность превысит эту сумму. Рост задолженности, однако, не прекратился, и общее собрание постановило ликвидировать общество в ноябре 1864 г. Эта неудача привела Райффейзена к признанию необходимости поставить кредитные операции на прочную основу, отделив их от благотворительной деятельности. Знакомство с организацией «шульцевских» ссудо-сберегательных товариществ помогло ему выработать тип кредитного учреждения, приспособленного для целей кредита в крестьянской среде.

В первоначальном уставе «геддерсдорфского кредитного товарищества» явно сказывается влияние уставов народных банков, устроенных несколько ранее Шульце-Деличем. И это нисколько не удивительно, так как не подлежит сомнению, что именно Шульце явился учителем Райффайзена в области кооперации. Ввиду последующих враждебных отношений обоих крупнейших кооперативных деятелей Германии, факт этот должен быть особенно подчеркнут, тем более что в своих печатаных сочинениях Райффайзен отрицает влияние на него Шульце. Именно от Шульце Райффейзен заимствовал идею своего кредитного товарищества, как показывает очень интересная рукопись самого Райффайзена, относящаяся к 1864 г. В этой рукописи отец крестьянской кооперации говорит, что он долго вел переписку с Шульце, отстаивая мысль, что общества, подобные «геддередорфскому», должны основываться всецело на христианской любви и быть чуждыми в каком бы то ни было отношении своекорыстных мотивов; однако неуспех «фламмерсфельдского» общества и недовольство среди членов «геддерсдорфского» общества в конце концов убедили его в правоте Шульце. "Чтобы не повторить печального опыта в Фламмерсфельде, - говорит Райффайзен далее, - я решил не противодействовать закрытию общества и с течением времени создать новое на иной основе. Это мне и удалось, и притом в форме, близкой к товариществам Шульце-Делича. Так как эти последние приспособлены к городским условиям, то я, конечно, ввел в устав постановления, приспособленные к здешним условиям".

Таким образом, можно считать бесспорным, что идея «райффейзеновского» кооператива непосредственно внушена Шульце. А так как не подлежит сомнению, что кооперативные воззрения Шульце возникли на основе знакомства с учениями французских социалистов, то в конце концов крестьянская кооперация, оказывается ведущей свое начало от социалистических учений первой половины позапрошлого века.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Служба маркетинга в банках
Для успешной деятельности банка ему необходима служба маркетинга. Следует выделить особенности деятельности маркетологов в банке. Конкретным сотрудникам поручают отдельные участки – маркетинговые исследования, реклама и стимулирование сбыт ...

Международные товарные биржи: организационная структура и функции
Биржа в классическом понимании это : 1) место, где регулярно в одно и тоже время проводят торги по определенным товарам; 2) объединение торговцев и биржевых посредников, которые сообща оплачивают расходы по организации торгов, устанавливаю ...

Банковский маркетинг. Понятие и сущность
Основными элементами системы банковского маркетинга являются: исследование рынка, разработка и реализация на этой основе рыночной (конкурентной) стратегии. Маркетинг (от английского market — рынок) — комплексная система организации произво ...

Актуальное

Межбанковские расчеты


Общеизвестно, что уровень развития общества определяется не только совершенством политической системы...

Медицинское страхование


Страхование признано обществом как наиболее оптимальный механизм защиты от неблагоприятных последствий...

Разделы

Copyright © 2013-2018 - www.terring.ru