Организационно-правовые и национальные особенности Центральных банков

Кредитная система » Организационно-правовые и национальные особенности Центральных банков

Страница 3

Вторым фактором, определяющим независимость центрального банка от государства, является процедура назначения или выбора руководства банка. По этому признаку центральные банки можно сгруппировать по странам.

Первая группа — страны, в которых руководящие органы центрального банка (Президент и члены Директората) назначаются правительством или избираются из предложенных правительством кандидатур. К этой группе относятся Австрия, Великобритания, Дания, Россия, США, Франция, ФРГ, Швейцария, Япония.

Ко второй группе принадлежит Италия, где Президент центрального банка назначается Советом управляющих Банка, в который не входят политические деятели, а затем должен быть одобрен Советом Министров и утвержден Президентом страны.

К третьей группе относятся Нидерланды, где решение о на­учении принимает Совет министров на основе кандидатур, предложенных центральным банком.

В большинстве промышленно развитых стран руководство центрального банка не может быть отозвано ранее установленного срока. Исключение представляют собой центральные банки Италии, Франции, России, которые более зависимы от государства.

Третьим фактором, отражающим независимость центрального банка, является степень подробности определения в законодательстве целей и задач его деятельности. Этим устанавливаются, во-первых, рамки свободы деятельности центрального банка, во-вторых, в законодательном порядке определяются его полномочия. Так, в Австрии, Дании, Франции, ФРГ, Швейцарии и Японии основные цели и сфера деятельности отражены в конституции или подробно изложены в законах о центральном банке и банковской деятельности.

Например, в ФРГ цели и область функционирования центрального банка определены Конституцией, которая формулируют основную задачу Немецкого федерального банка как обеспечение стабильности национальной валюты. Кроме того, Законом о Немецком федеральном банке 1957 г. перед ним поставлены следующие основные задачи: регулирование денежного обращения и кредитного обеспечения экономики, осуществление платежного оборота. Причем в этом Законе подчеркивается, что банк поддерживает экономическую политику правительства лишь в той мере, в какой она не противоречит сохранению по­купательной силы денег.

В таких странах, как США, Швеция, Италия, в законодатель­стве задачи центрального банка сформулированы лишь в общих чертах.

Банк Англии представляет собой исключение, так как его за­дачи не зафиксированы ни в законодательном порядке, ни пред­писаниями казначейства. Эти задачи базируются на национальных традициях в этой области, основанных на исторических докумен­тах.

Четвертым фактором независимости центрального банка яв­ляется законодательно установленное право государственных орга­нов на их вмешательство в денежно-кредитную политику.

Наиболее низкой степенью независимости в этом плане об­ладают центральные банки Франции и Италии. Определение направления денежно-кредитной политики в этих странах в за­конодательном порядке передано правительству. Центральный банк является лишь консультантом и должен выполнять реше­ния правительства.

В таких странах, как Великобритания, Нидерланды, Швеция и Япония, законодательно установлена возможность государст­венных органов вмешиваться в политику центрального банка.

В Австрии и Дании законодательно не предусмотрено вмеша­тельство государства в денежно-кредитную политику, но цен­тральный банк обязан координировать свою политику с эконо­мической политикой правительства.

И, наконец, центральные банки ФРГ и Швейцарии по этому признаку являются наиболее независимыми, так как в законода­тельстве этих стран отсутствует право государства на вмешатель­ство в денежную политику центрального банка. Кроме того, в отличие от Федеральной резервной системы США Немецкий федеральный банк не подотчетен парламенту.

Пятый фактор независимости центрального банка — наличие законодательного ограничения кредитования правительства.

По этому признаку независимыми являются центральные банки Австрии, Нидерландов и ФРГ. Меньшая степень независимости предоставляется во Фран­ции и в Японии, где объем кредитования правительства, утвер­ждается парламентом страны и предусмотрен законодательством.

Третью группу стран составляют Дания, Италия, Швеция и Швейцария, в которых формально не существует ограничения объема кредитования правительства. Это свидетельствует о большей степени зависимости центрального банка па этому при­знаку от государства.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме:

История развития автоматизированных банковских систем
Первые автономные системы, обеспечивающие обработку платёжных документов, подсчёты балансов и подготовку отчётной документации в банках, были разработаны за рубежом в 50–х годах. В 1959 году в Bank of America начала работать электронная ус ...

Риск невозвращения кредита
В предыдущем примере мы предположили, что потерь по безнадежным долгам нет. В этой части мы имеем дело не только с задержками инкассации, но и с тем. что часть счетов дебиторов не оплачивается. При любой политике относительно нормативов кр ...

Анализ рентабельности и деловой активности
Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов предприятия. Показатели рентабельности характеризуют эффективность предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственн ...

Актуальное

Межбанковские расчеты


Общеизвестно, что уровень развития общества определяется не только совершенством политической системы...

Медицинское страхование


Страхование признано обществом как наиболее оптимальный механизм защиты от неблагоприятных последствий...

Разделы

Copyright © 2013-2018 - www.terring.ru